Часть 2
На следующий день я запланировала приобщение к высокому искусству. Не буду утверждать, что я прямо такой великий знаток, ценитель и прочее-прочее-прочее, но живопись, особенно классическая, мне очень нравится. Так что прямо с утра я отправилась в Государственную Третьяковскую галерею – самый известный художественный музей в Москве и главную сокровищницу искусства.
Галерея была основана 1856 году московским купцом Павлом Михайловичем Третьяковым. Выходец из купеческого сословия, получивший отличное по тем временам образование, Павел Михайлович всегда тянулся к прекрасному, не забывая при этом о семейном бизнесе. Фабрика, которую он получил в наследство, успешно росла и развивалась под его руководством, принося значительный доход, и именно это позволило молодому Третьякову воплотить в жизнь свою давнюю идею: создать первую не только в столице, но и в России постоянную экспозицию русской живописи.
Купцу было всего 24 года, когда он приобрел первые картины: «Стычка с финляндскими контрабандистами» В. Худякова и «Искушение» Н. Шильдера. Сегодня имена этих художников хорошо известны, а тогда, во второй половине XIX века, широкая публика о них еще ничего не знала.
Свою уникальную и бесценную коллекцию П.М. Третьяков пополнял на протяжении нескольких десятилетий. Он собирал полотна не только выдающихся живописцев, но и поддерживал дружеские отношения с начинающими мастерами, не отказывая в помощи тем, кто в этом нуждался, всячески продвигал их творчество.
Причем Третьяков планировал не просто хранить свою коллекцию – в 1892 году Павел Михайлович передал свое собрание в дар в городу Москве. Так Третьяковка стала первым в России общедоступным музеем.
Музейная коллекция регулярно пополнялась как при Империи, так и при СССР, в результате на сегодняшний день собрание Третьяковской галереи насчитывает около 170 тысяч произведений, созданных с XI по XX век, среди которых много шедевров изобразительного искусства мирового значения.
Главное здание Третьяковской галереи прежде принадлежало семье основателя – в этом доме жили его родители и он сам. Фасад, который мы можем видеть сегодня, был сооружен в начале прошлого столетия по эскизам В.М. Васнецова.
В 1930 году справа от главного здания было возведено дополнительное помещение, Кроме этого, Третьяковской галерее принадлежит комплекс на Крымском валу, где, в частности, проводятся выставки современного искусства.
Конечно, рассказать и про одну тысячную часть картин из Третьяковки – задача непосильная. Даже рассказывая только об очень понравившихся картинах, я рискую наскучить, но не хочется упустить что-то интересное.
Начну свой рассказ с картины, название которой (в народном варианте) известно многим советским школьникам. Ну признайтесь, кого в случае опоздания на урок, учительница не приветствовала ехидной фразой: «Оооо, явление Христа народу!» В стране победившего атеизма, дети, по крайней мере, в младшем школьном возрасте, плохо себе представляли, чье именно явление имеется ввиду, но фраза запомнилась. И вот оно, то самое «Явление Мессии» (или «Явление Христа народу») А.А. Иванова.
Сама картина занимает целую стену, оставшееся пространство в этом и в соседнем зале заполняют эскизы и этюды, коих за двадцать лет работы над картиной накопилось великое множество.
Сама картина была написана в Италии и не без труда переправлена в Россию, где ее безжалостно раскритиковали, что и послужило причиной скоропостижной смерти художника.
Человек, еще не до конца забывший историю России, которую ему пытались преподавать в школе, наверняка помнит, кто такие народовольцы. Одной из активных представительниц этой организации была Софья Перовская – девушка из богатой и знатной семьи с немного детским лицом (почему-то на фотографиях она мне всегда напоминала одну из моих одноклассниц) и крайне дурным характером. Подробно о ней я расскажу как-нибудь в другой раз, а сейчас передо мной портрет другого представителя этой семьи – В.А. Перовского, работы Карла Брюллова.
Он внебрачный сын графа Алексея Разумовского от мещанки Марии Михайловны Соболевской, получивший фамилию по названию имения Разумовского под Москвой – Перова. Дед упомянутой выше Софьи был его старшим братом.
Генерал от кавалерии, генерал-адъютант, оренбургский губернатор, затем генерал-губернатор. Участник Бородинской битвы, руководил Хивинским и Кокандским походами. В 1853 году взял штурмом кокандскую крепость Ак-Мечеть, а в 1854 году заключил с хивинским ханом выгодный для России договор. В честь Перовского Ак-Мечеть была переименована в Перовск, и носила это имя до 1922 года.
В.А. Перовский 7 апреля 1857 года по болезни вышел в отставку и 8 декабря того же года скончался в Алупке, имении Воронцовых, холостым и бездетным. Похоронен он в монастыре святого Георгия на Фиоленте.
Монастырь существует и действует до сих пор, но про могилу Перовского на его территории я не слышала. Возможно, она была утрачена в те времена, когда монастырь находился в запустении, а возможно, она и восстановлена, но находится на территории, куда не допускаются туристы.
Забавная картина П.А. Федотова «Свежий кавалер». Федотов вообще считается родоначальником юмористического жанра в русской живописи. Его картины «Завтрак аристократа» и «Сватовство майора» не могут не вызвать улыбку.
Но «Свежий кавалер», на мой взгляд, вообще шедеврален.
В этой картине буквально все кричит о показухе и желании казаться лучше, круче, богаче и знаменитее чем в реальной жизни. Шелковый халат, сам по себе нелепо смотрящийся в неухоженном жилище, а тут на него еще и нацеплен свеженький орден. Горделивое выражение лица и хвастливая поза очень свежего кавалера – он хочет своим орденом впечатлить хотя бы служанку. Но у нее в глазах только ирония – она знает цену своему хозяину. Очевидно, он умеет только щеки надувать, иначе не пыжился бы он среди беспорядочно наваленных грязных вещей, а прикрикнул на служанку, чтобы она навела порядок.
Думаю, в современном мире инстаграм этого свежего (вернее «несвежего») кавалера пользовался бы жуткой популярностью – там он полностью бы реализовал свою страсть к показухе, а беспорядок, грязный пол и порванная котиком обивка кресла осталась бы за кадром.
А дальше у нас идет «номер, построенный на контрасте» - зал с картинами В.Г. Перова.
Если видишь на картине
Неприглядный старый быт,
Тяжкий труд, нужда, рутина,
Всяк раздет, разут, немыт.
На полотнах очень много
Беспризорных, стариков,
Нищих, сирых и убогих, -
Рисовал ее Перов.
Автор неизвестен, взято на просторах интернета
Мне кажется, лучше и не скажешь, добавить нечего. На мой взгляд, портрет Ф.М. Достоевского идеально вписывается в тематику картин В.Г. Перова - от произведений Достоевского у меня такое же депрессивное послевкусие.
Вот, казалось бы, у А.К. Саврасова тоже не слишком яркий пейзаж, но такого гнетущего впечатления он не производит.
Возможно потому что, несмотря на то, что снег, пасмурно, все черное и серое, грачи уже прилетели. Значит весна.
А мимо этой картины пройти вообще было просто невозможно – взгляд сразу же зацепился за знакомый пейзаж.
Вот реально, многие дороги до сих пор выглядят почти так же, на некоторых даже асфальта нет. Или еще, или уже…
А я перехожу в зал с картинами И.К. Айвазовского.
Про него я уже много рассказывала, когда посещала Картинную галерею в Феодосии, а повторяться я не люблю.
Если видишь на картине
Темень вод, девятый вал,
То понятно, что картину
Айвазовский рисовал.
Автор неизвестен, взято на просторах интернета
От Айвазовского я перехожу к картинам М.А. Врубеля, который является ярчайшим представителем романтического направления русского модерна.
Даже когда Врубель обращался к темам русского эпоса или библейским образам, даже в пейзажах и натюрмортах сквозила излишня страстность, буйность и вольность, опровергающая устоявшиеся каноны. Возможно в душе художника жила постоянная неутоленность миром здешним и тоска по миру иному. Наверное именно поэтому тема Демона стала главной в его творчестве.
Последним в ряду знаменитых Врубелевских демонов стал «Демон поверженный» - картина, на которой дух зла выглядит слабым, сломленным и беспомощным.
Я тот еще искусствовед, поэтому мое мнение вполне может не совпадать с общепринятым, но мне почему-то кажется, что после череды сильных демонов Врубель по каким-то своим внутренним причинам решил показать неизбежное падение зла.
А еще в этом зале привлекает внимание камин, тоже работы М.А. Врубеля, выполненный в технике майолики.
Врубель любил русское народное творчество и часто обращался к русским сказкам и легендам. В основу сюжета панно легла русская былина о Вольге и Микуле.
Направляясь за данью во вверенные ему князем Владимиром города, Вольга встречает землепашца Микулу Селяниновича, богатырская сила которого изумляет его. По замыслу Врубеля, именно Микула олицетворял силу всей земли Русской.
Интересно, что этот камин находился в особняке на Садовой-Самотечной улице, где долгое время использовался по прямому назначению, то есть его топили.
Я иду дальше, и в следующем зале мое внимание привлекает картина В.М. Максимова «Всё в прошлом».
И госпожа, и служанка уже стары, время их расцвета давно миновало, остались лишь привычки. Хозяйка поместья сидит в кресле, погруженная в воспоминания, служанка вроде бы занята работой, но ее взгляд тоже устремлен не на работу, а куда-то вдаль, возможно в прошлое.
Но всё же две старые женщины находят в себе силы выйти из дома и выпить вместе чаю в такой прекрасный день. И, несмотря на разное общественное положение и сильно отличающиеся чашки для чая, большая часть воспоминаний у них, скорее всего, общая.
А вот и И.И. Шишкин.
Если видишь на картине
Лес, медведей, или рожь,
Иль пейзаж красивый русский,
Что на чудо так похож,
Иль стоят на той картине
Ели, сосны у воды,-
Знай, товарищ: непременно
Это Шишкина труды.
Автор неизвестен, взято на просторах интернета
Знаменитая картина «Утро в сосновом лесу», конечно же, тоже висит на своем законном месте. Но почему-то «Рубка леса» мне понравилась больше.
Это одно из его первых творений во время поездки на Валаам. И у меня создалось впечатление, что от этой картины исходит древесный аромат хвойного леса. Казалось бы, спиленное дерево должно нарушать гармонию, но вокруг все такое яркое и радостное, что это дерево навевает мысли о перерождении его в множество полезных вещей, которые будут служить людям – от бревна, уложенного в стену нового дома, до колыбели для младенца.
А в этом зале представлены картины В.М. Васнецова, мастера мастер исторической и фольклорной живописи. В конце концов, кто не знает его «Аленушку» и «Ивана царевича на сером волке»?
Трое появились не случайно,
И троица придумана не зря,
Ведь недаром чуть не в каждой чайной
Есть картина «Три богатыря».
Стихи Леонида Дербенева для фильма «Формула радуги»
Хотя нельзя не отметить, что самая знаменитая картина Васнецова называется «Богатыри».
Я перехожу к полотнам В.В. Верещагина – художника, который совершенно по новому взглянул на батальную живопись – на его картинах нет показного героизма, это просто добросовестный рассказ о войне и ее последствиях.
Сюжеты картин Верещагина родились на основе его собственных ощущений от тех военных действий, в которых он принимал непосредственное участие как офицер российской армии.
И даже эта насыщенная южным солнцем картина далеко не оптимистична.
Трофеями, достойными восточного владыки, являются головы поверженных врагов.
В следующем зале обращают на себя внимание исторические полотна В.И. Сурикова.
Боярыня Феодосия Морозова была сподвижницей протопопа Аввакума и приверженкой старообрядчества. На картине изображено, как Морозову за отказ принимать новую веру везут по одной из московских площадей к месту заключения. Боярыня вскинула два перста в знак того, что ее вера не сломлена. Через полтора года Морозова умерла от голода в земляной тюрьме монастыря.
Суриков вспоминал, что ключ к образу главной героини дала увиденная однажды ворона с чёрным крылом, которая билась о снег…
Рядом находится еще одно эпическое полотно «Утро стрелецкой казни». Стрелецкие полки были приговорены к казни в результате неудавшегося бунта, вызванного тяготами военной службы. На картине преднамеренно изображена не сама казнь, а лишь люди в её ожидании.
Однако существует легенда, что изначально на эскизах полотна были написаны и уже казненные через повешение стрельцы, но, однажды, зайдя в мастерскую к художнику и увидев набросок, служанка упала в обморок. Суриков, желавший не шокировать публику, а передать душевное состояние приговоренных в последние минуты их жизни, изображения повешенных с картины убрал.
Еще одна историческая картина Сурикова, менее эпичная, но, тем не менее, очень впечатляющая - «Меншиков в Березове».
На ней изображена драма этого всесильного сподвижника Петра I – сын пирожника, поднятый царем с московских улиц до небывалых высот, и который после смерти своего покровителя внезапно лишился всего.
Ничто не помогло – ни огромные, нажитые правдами и неправдами, деньги, ни былая власть, ни пожалованный Петром I титул светлейшего князя. Свою жизнь он как начал, так и закончил – никем. От былого остались только воспоминания и никакой надежды.
Но нельзя заканчивать знакомство с искусством на столь мрачной ноте.
Далее в экспозиции находятся светлые и радостные картины В.Д. Поленова и И.И. Левитана.
Идиллическая Москва, архитектурная красота церквушек и покосившейся сарайчик, патриархальный повседневный быт - куры, сохнущее на веревке белье, женщина, несущая ведро с водой и дети, играющие на траве. Всё это пропитано солнечным теплом и светом, типичным для картин этого художника, который считал, что искусство должно приносить только радость.
Поленова никогда не посещала мысль о создании им шедевра, он даже извинялся за свое творение, настолько оно казалось банальным, но полотно стало символом города и даже тиражировалось на марках.
Левитан… мастер пейзажа, который изображал скромную и неброскую красоту природы с таким чувством и такой правдивостью, что захватывает дух.
Здесь весна только-только вступает в свои права – снег еще не сошел с горных вершин, воздух по зимнему прозрачен. Но в долине у подножия гор буйная зелень уже радует глаз своей яркостью и чистотой, и деревья усеяны нежными розовыми цветами.
К сожалению, в экспозиции отсутствовали картины Ильи Репина – во время моей поездки в Москву выставка его картин проходила в комплексе на Крымском валу, до которого я так и не добралась.
А в целом картины художников в Третьяковской галерее отражают различные грани русской души. От грусти и отчаяния до радостной легкости и щемящего чувства чего-то ушедшего.
Продолжение следует...